«НАЧАТЬ И КОНЧИТЬ». ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КРУГЛОГОДИЧНЫХ КУРОРТОВ.

Президент России Владимир Путин 28 марта в режиме видеоконференции провёл мощное совещание по вопросам развития проекта федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал» с руководителями всех субъектов федерации, на чьих территориях запланировано развитие туристических мега-проектов.

Когда дело дошло до рапорта о планах Дагестана, Президент, выслушав его, заметил: «Там, действительно, на Каспии – начать и кончить, что называется. Место очень хорошее. Надо развивать».

Своими словами Президент ухватил самую суть проектов – действительно, надо начать и кончить. А по-другому с мега-проектами (да и с другими проектами тоже) никак нельзя.

В отчетах о грандиозных проектах звучало не только то, сколько номеров запланировано, сколько инвестиций ожидается, но и сколько рабочих мест будет создано. Впрочем, в контексте текущего кадрового дефицита, скорее, стоит говорить о том, сколько кадровых позиций нужно будет заполнить.

Сейчас ситуация с мега-проектами выглядит следующим образом:

Проект Инвестиции и турпоток Номерной фонд Персонал
«Белая Дюна» (Калининградская область) 379 млрд. – частных 1 100 000 туристов в год 10500 17800
Горская («Санкт-Петербург марина») 210 млрд. 1 333 000 туристов в год 6700 7000
«Золотые пески России» (Крым) «Крымская ривьера» (Крым) Не уточнено 1 000 000 туристов в год 16 млрд. – частных 90 000 туристов в год 4 500 (17 отелей) 840 3 500 870
«Приморск» (Запорожская область) 351 млрд. До 2 000 000 туристов в год 15 000 (более 100 гостиниц) 20000
«Новая Анапа» (Краснодарский край) Анапа+ (помимо «Новая Анапа» еа курорте реализуются 28 инвестпроектов) 459 млрд. 1 300 000 туристов в год 170 млрд. + 1 300 000 туристов в год 30 000 15 000 18 000 Не названо
«Каспийский прибрежный кластер» (Дагестан) Внебюджетные инвестиции до 70 млрд. 700 000 туристов в год Не уточнено 8000
«Волшебный Байкал» (Иркутская область): Одна из локаций – проект «Байкальская слобода» Со стороны Бурятии бюджетных вложений – 25 млрд, частных инвестиций – 54 млрд. 850 000 туристов в год 470 000 туристов Всего = 10 000 (5 400 – из них) (4600 – из них со стороны Бурятии) 8 500 (6 000) (2 500)
Курорт в бухте Алеут (Приморский край) Объём частных инвестиций порядка 30 млрд. 500 000 туристов 3800 2500

Мы видим, что при подсчете приводимых данных мега-курортам потребуется – со временем, правда – 84 300 человек персонала.

Пожалуй, при проведении подобных контрольных совещаний стоит приглашать на них не только Минэкономразвития, Министерство строительства и Министерство транспорта, но и Минтруд – ради доклада о том, сколько в том или ином регионе имеется трудовых резервов / ресурсов, хватит ли их для покрытия задуманных проектов или придется персонал завозить.

А если завозить людей на работу, то откуда – из каких других регионов России? Или привлекать «трудолюбивых мигрантов»? C которыми не все гладко, правда.

Очевидно, что минусами завоза трудолюбивых мигрантов (помимо, рисков с безопасностью) являются следующие:

  • неквалифицированные сотрудники работают с браком
  • проблема в коммуникациях из-за плохого владение языком и другой ментальности
  • немотивированность к качественной работе
  • нет вовлеченности в компанию
  • легкая возможность ухода всех таких сотрудников в случае конфликтной ситуации или изменения внешних обстоятельств.

Еще один большой минус – бизнес, который привык использовать дешевый неквалифицированный труд, не занимается вложением в развитие технологий производства, а значит с каждым годом все больше отстает от конкурентов и потребностей рынка, снижая свою конкурентоспособность.

Кроме того, при текущих настроениях в социуме «трудолюбивые мигранты» вызывают чувство тревоги и опасений. При большом количестве мигрантов это обстоятельство может стать сдерживающим фактором при выборе людьми курортов.

При этом вовремя Web Hotel Forum Алексей Волов, руководитель Клуба «На страже отелей», справедливо обратил внимание на то, что с цифровизацией нас ждут новые роли сотрудников.

«Люди будут дальше только дорожать. Эмпатию не заменить, но линейные функции у сотрудников в отеле изменятся», – сказал он (см. публикацию «ПронИИкновение – к вам стучится новый актор»).

Пока что (тем временем) количество рабочих мест в туризме увеличилось с 2,5 млн в 2019 году до 2,73 млн в 2023 году – сообщил недавно Максим Решетников, министр экономического развития РФ (см. публикацию на Hotelier.pro МИНИСТЕРСКИЕ СОВЕТЫ ОТЕЛЬЕРАМ).

Однако произошел трагический разрыв между ожиданиями работодателей и предложением кандидатов. Более того – для работников сменились системы ценностей – констатировал я еще в прошлом году, погрузившись в «пучины» кадровой бездны на HR-форуме «Люди» в Санкт-Петербурге (см. Репортаж «HRОНИЧЕСКИЙ» НЕДУГ).

Поэтому на стратегической сессии для отельеров «ЛОЯЛЬНОСТЬ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ» – организованной в Санкт-Петербурге компанией World Travel Biz, рассматривалось, как в современных условиях формировать, удерживать и мотивировать команду с помощью инструментов лояльности и вовлеченности.

Впрочем, «кусаются» не только кадры. На дюжину плюс «кусачих» факторов обращено внимание в недавней публикации на Hotelier.pro ЧТО КУСАЕТСЯ В 2024 ГОДУ.

Если 2023 год для многих отельеров сложился (с некоторыми оговорками) изумительно успешно, то в отношении 2024 года оптимизм вправе соседствовать с определенными сомнениями в отношении возможных перспектив. Но … перспективы, планы и горизонты остаются.

«Наши Магетренды» будут вскоре рассмотрены экспертами на новой конференции World Travel Biz для отельеров в Санкт-Петербурге (Программа).

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.