Подорожает ли Турция в 2024 году, и что нужно, чтобы спрос на Таиланд не «перегрелся»

Что будет с ценами на Турцию, почему буксует Египет и пользуется таким высоким спросом Таиланд? Какие факторы влияют на работу туроператоров на выездных направлениях? Ответы на эти и другие вопросы на вебинаре MITT Connect дал вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

В ходе онлайн эфира, который состоялся в четверг, 7 декабря,Артур Мурадян рассказал об основных трендах развития рынка, перспективах на ближайшие полгода и текущих задачах, которые решают туроператоры.

По его мнению, в 2023 году ситуация в туристической отрасли стабилизировалась за счет увеличения объемов перевозки на открытых зарубежных направлениях.

«За последние 2 года задача как можно больше открыть и поставить прямых рейсов за рубеж была реализована по максимуму», – подчеркнул он.

По оценкам вице-президента АТОР, основным фактором, который в значительной степени влияет на выездной туризм, является курс рубля.

«Курсовые колебания рубля влияют на рынок даже больше, чем геополитика. Например, в 2022 году курс в 55-60 рублей за доллар при сильно ограниченном авиасообщении был драйвером для сумасшедшей динамики на выездных направлениях», – пояснил г-н Мурадян. Он добавил, что каждый пошаговый рост курса валют на 10 рублей оказывает существенное влияние на спрос.

Среди других факторов, которые заметно влияют на работу туроператоров на рынке выездного туризма, вице-президент АТОР назвал платежи и кадровый голод.  По его словам, «санкционное давление на российские банки никуда не делось», а поставщики туристических услуг крайне неохотно соглашаются на расчеты в других валютах, например, в юанях или дирхамах. 

Как подчеркивает Артур Мурадян, такая «мертвая привязка» зарубежных партнеров к платежам в долларах и евро приводит к удлинению финансовых цепочек, увеличению курсовых колебаний и задействованию «прокси-стран».

Восстановление туризма после пандемии спровоцировало и кадровый голод в туротрасли. По словам г-на Мурадяна, нехватка специалистов ощущается во всех звеньях – от внутреннего бэк-офиса до продажников и продуктологов.

«Туроператоры оправились от пандемийного сокращения штатов и оптимизации расходов. Однако к этому моменту часть бывших сотрудников либо сменила сферу, либо должность. Из-за дефицита кадров наблюдается гипериндексация зарплат в туризме. В среднем она индексируется на 20% у среднего звена», – рассказал глава Space Travel.

ЦЕНЫ НА ТУРЦИЮ В 2024 ГОДУ ВЫРАСТУТ НА 10-15%, А ОБЪЕМЫ АВИАПЕРЕВОЗКИ БУДУТ СКОРРЕКТИРОВАНЫ

Вице-президент АТОР прокомментировал и ситуацию на массовых выездных направлениях – Турции, Египте и Таиланде.

По его мнению, на ряде зарубежных направлений, и прежде всего, Турции, происходит существенное насыщение рынка. Это обстоятельство, как считает Артур Мурадян, несет для туроператоров определенные риски, которые они будут вынуждены учитывать при формировании летних туристических программ 2024 года.

Эксперт не сомневается, что Турция останется одним из лидеров по спросу на выездном рынке России. Однако на ценообразование на этом направлении сильно влияет экономическая ситуация в самой Турции.

«Лира продолжает снижаться к доллару и евро. К этому добавляется гиперинфляция. Все эти факторы сказываются на туризме. Пребывание туриста в Турции не дешевеет, а постепенно дорожает. Поэтому можно предположить, что Турция сделает очередной скачок по стоимости размещения, т.е. поставщики услуг повысят цены на 10-15%. Ранее турецкие отельеры заявляли, что они не планируют повышать тарифы на сезон-2024. Но будет инфляционная корректировка, которая как раз и будет содержать по факту то самое повышение цен», – пояснил Артур Мурадян.

По его оценкам, возможно, рынок ждет и корректировка переизбыточной авиаперевозки, которая сейчас наблюдается на ряде открытых направлений.  

«Этот фактор очень сильно сдерживает туроператоров от набора больших объемов контрактованной перевозки, будь то выкуп всего чартера или только блочных мест. При существующем количестве регулярных рейсов российских и иностранных перевозчиков такая практика теряет свою актуальность. Все понимают, что, взяв кресло, они несут дополнительные обязательства. Поэтому в 2024 году ожидаю некоторой корректировки объемов полетных программ в Турцию по сравнению с этим годом», – рассказал глава Space Travel.  

ЕГИПЕТ ПОКА НЕДЕШЕВ ДЛЯ МАССОВОГО ТУРИЗМА

Вице-президент АТОР также обратил внимание на недонасыщенность спроса на некоторых бюджетных выездных направлениях. В первую очередь, по его словам, это касается Египта. Вместо лидерства в бюджетном сегменте в этом зимнем сезоне, Египет по объему продаж, как подчеркнул эксперт, «пока болтается на уровне 3-4 места».  Причина этого – высокий курс валют.

«При курсе в 90 рублей за доллар и выше бюджетный сегмент практически недоступен массовому потребителю. В этих условиях или сокращается количество предложений, или туристы выбирают другие более дорогие направления за счет их «горения». Мы это видим на примере ОАЭ, куда поток продолжает расти, а ценовые предложения продолжают привлекать клиентов больше, чем Египет», – отметил Артур Мурадян.

«Это грустная ситуация, потому что массовому выездному туризму как воздух нужны демпферные направления, низкобюджетные и высокооборотные за счет больших потоков», – резюмировал эксперт.

ТАИЛАНДУ НУЖЕН ВЬЕТНАМ, А КЛАССИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В ЕВРОПУ МИНИМАЛЕН

Юго-Восточная Азия продолжает быть интересной российскому туристу. В первую очередь, это Таиланд, который вернулся и стал лидером среди направлений ЮВА.

По мнению Артура Мурадяна, на тайском направлении еще не достигнут уровень перенасыщения, пока работает эффект отложенного спроса. При этом вице-президент АТОР считает важным уже сейчас возобновить прямые рейсы во Вьетнам, что позволит сбалансировать и спрос по Таиланду, не позволяя ему перегреваться, так как появится конкурентное направление с большим объемом номерного фонда.

«Стабильность наблюдается на высокобюджетных направлениях, например, на направлениях Индийского океана, ЮАР и других. Был момент спада по Мальдивам в летнем сезоне, но сейчас ситуация изменилась», – отметил Артур Мурадян.

По его оценкам, особняком стоит Европа, роста туризма в которую по факту нет.

«Туризм в Европу в классическом понимании остался на уровне 3-5% от доковидных объемов. И та позитивная динамика, которую мы видим в этом году, это «квазитуризм». Чаще всего в Европу путешествуют с личными и бизнес-целями. Да, часто эти поездки совмещены с отдыхом, но туризм как цель в них не является приоритетным для большинства таких визитов», – резюмировал генеральный директор Space Travel.

Елена Мягкова