Беспилотные такси будут обслуживать 10% городских пассажиров в 2025 году

Беспилотные пассажирские аэротакси впервые были официально сертифицированы в Китае. Теперь компания-производитель рассчитывает упростить себе путь на рынок и в скором времени представить аналогичные технологии в других странах. Изучили перспективы начинания, выяснили, наступило ли уже будущее или придется подождать.

БЕСПИЛОТНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ТАКСИ ВПЕРВЫЕ В МИРЕ СЕРТИФИЦИРОВАЛИ В КИТАЕ

Компания Ehang, зарегистрированная в США и базирующаяся в Гуанчжоу заявила, что получила сертификат летной годности от Управления гражданской авиации Китая на свой полностью автономный беспилотник EH216-S AAV, который перевозит двух пассажиров. Пишет CNBC. Это первый в мире пример сертификации подобной технологии для перевозки пассажиров.

Правда, когда и в каком городе состоится первый исторический полет, пока не решено.

Сертификат значительно упростит возможность компании развиваться в США, Европе и Юго-Восточной Азии.

«В следующем году мы должны начать расширяться за рубежом», — заявил генеральный директор Ehang Хуажи Ху.

Ehang сообщил, что у него есть предварительные заказы за рубежом на более чем 1200 единиц, в том числе от таких клиентов, как Japan AirX, малазийская Aerotree и индонезийская Prestige.

Сейчас, пишет издание, FAA (авиационный регулятор США) допускает при использовании беспилотных такси коллизию: они формально не запрещены, но на борту должен находиться… пилот.

 EH216 РАНЕЕ ПРОТЕСТИРОВАЛИ ТАКЖЕ В ЯПОНИИ

В феврале 2023 года EHang успешно выполнила автономный полет с двумя пассажирами на борту в Японии.

EH216 летит со скоростью 100 км/ч, но может разгоняться до 130 км/ч. Он понимается на высоту до 3 км, а дальность полета составляет до 35,5 км. Максимальное время полета — 21 минута.

Автономная функциональность EH216 обеспечивается встроенной усовершенствованной системой управления полетом, интеллектуальной навигацией и системой глобального позиционирования.

В Японии рассчитывают, что eVTOL могут быть использованы для предоставления услуг воздушного такси на Всемирной выставке 2025 года, которая пройдет в Осаке. Однако это потребует соответствующей инфраструктуры и нормативно-правовой базы.

БЕСПИЛОТНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ УВЛЕКЛАСЬ ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ BOEING

Одновременно стало известно, что дочерняя компания американского концерна Boeing Wisk Aero тестирует автономный электрический самолет в Лос-Анджелесе. Wisk рассчитывает получить экспериментальную сертификацию от FAA к 2024 году. Четырехместный самолет компания впервые представила в октябре 2022 года.

Руководители компании настаивают, что протестировать важно не только сам агрегат, но также его возможности по взаимодействию с другими городскими системами и с людьми

Израиль проводит первое испытание автономного летающего такси, чтобы уменьшить пробки на дорогах

На прошлой неделе 11 компаний, эксплуатирующих и доставляющих дроны, участвовали в испытаниях и экспериментальных полетах по всему Израилю.

ТЕСТИРОВАТЬ БЕСПИЛОТНЫЕ ТАКСИ ЛЕТОМ 2023 ГОДА НАЧАЛИ В ИЗРАИЛЕ

Пилотный проект направлен на создание национальной сети беспилотного авиасообщения и подготовку неба для его развития. Разработки – плод сотрудничества министанса, управления инноваций и управления гражданской авиации Израиля и компании  Ayalon Highways Limited.

.«Это первая в мире инициатива по междисциплинарному изучению новых технологий, включая транспортировку грузов, а затем и людей. Совместный проект изучает все аспекты, включая регулирование и законодательные изменения, связанные с коммерческой эксплуатацией дронов, как дополнительный инструмент борьбы с пробками», — цитирует The Times of Israel слова министра транспорта Израиля Мири Регев.

Среди протестированных аппаратов есть и собственная израильская разработка AIR ZERO,  способная вместить до двух пассажиров (общим весом до 220 кг) и перевезти их на расстояние до 160 километров.

В ДУБАЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ СИСТЕМУ ДЛЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АЭРОТАКСИ

К 2026 году летающие такси планирует запустить Дубай. Беспилотник Autonomous Air Taxi был представлен Управлением дорог и транспорта Дубая (RTA) в 2017 году, напоминает Skift.

В Дубае тестировали летательный аппарат, в котором могут разместиться 4 пассажира и, на вский случай, пока там все же предусмотрен пилот. Максимальная скорость аэротакси – 300 км/ч, а дальность полета – 240 км.

Для наземного обслуживания этого транспорта планируется создать специальные посадочные площадки – велипорты (vertiports). Они включают ряд объектов, таких как обозначенные зоны взлета и посадки, зона ожидания пассажиров, протоколы безопасности и электрические зарядные станции, рассказал генеральный директор DRT Маттар Аль Тайер, пообещав, что станции будут интегрированы с другими видами транспорта.

Первоначальная сеть вертипортов соединит четыре основных района Дубая: район Бурдж-Халифа, Дубай Марина, международный аэропорт Дубая и остров Пальма Джумейра.

В ИНДИИ ПОЛАГАЮТ, В 2035 ГОДУ ПО ВОЗДУХУ БУДУТ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ 10% ПАССАЖИРОВ

Далеко идущие планы на беспилотные такси строит Индия. Компания Bumble Bee из Бангалора привлекла $37 млн на развитие этой технологии. На эти деньги планируется открыть сборочный завод для производства воздушных такси в восточно-индийском штате Одиша. Компания ожидает, что сертифицированные модели будут доступны для производства к 2024 году.

Ожидается, что аппараты смогут летать в течение 20 минут, преодолевая расстояние в 20 км.

«Электрические самолеты с вертикальным взлетом и посадкой — это будущее городской мобильности и транспорта. Эти автономные воздушные такси не только облегчат и без того перегруженную городскую дорожную инфраструктуру, но также будут способствовать сокращению выбросов углекислого газа», — сказал основатель Bumble Bee Аджур Дас, которого цитирует издание Nikkei Asia.

В индийской компании полагают, что воздушные такси станут обычным явлением в мире к 2035 году, когда на их долю будет приходиться около 10% внутригородских перевозок.

В РОССИИ АЭРОТАКСИ ПОКА НЕ ПРЕДВИДИТСЯ – ДАЖЕ ПИЛОТИРУЕМОГО

Morgan Stanley прогнозирует, что глобальный рынок городской аэромобильности будет расти на 30% ежегодно в период с 2021 по 2040 год, достигнув $1,5 трлн к 2040 году.

Однако в России подобных новшеств ждать пока не приходится.

«Перспективы даже пилотируемых аэротакси на данный момент в России практически отсутствуют», – говорит Андрей Патраков, сооснователь авиационной консалтинговой компании RunAvia.  

По словам эксперта, развитие подобных технологий в России ограничивается запретительным характером отечественного авиационного законодательства, которое в принципе затрудняет работу малой авиации в любых проявлениях.

Поэтому вероятность появления беспилотных аэротакси в РФ на данный момент, на взгляд специалиста, практически отсутствуют.

Екатерина Тропова