Эксперт: риск арестов самолетов приведет к повышению цен на авиабилеты

Угроза дальнейших санкций есть над каждым Boeing и Airbus в России.

О том, каковы будут последствия ситуации с риском арестов самолетов Airbus и Boeing, принадлежащих GTLK Europe (дочке российской ГТЛК), Profi.Travel рассказал авиационный эксперт 2 ноября.

На условиях анонимности он сообщил, что так или иначе, даже если проблему арестов удастся решить «мирным финансовым путем», вероятнее всего, ряд зарубежных маршрутов начнут обходиться российским пассажирам еще дороже.

Напомним, в конце прошлой недели Росавиация отправила авиакомпаниям телеграмму, в которой рекомендовала отказаться от полетов за границу (кроме Турции и Белоруссии) на лайнерах, принадлежащих GTLK Europe из-за риска их арестов. Вероятнее всего, дело в том, что принадлежащие группе ирландские компании GTLK Europe DAC и GTLK Capital DAC проходят процедуру ликвидации.

Несмотря на то, что в июне 2023 года глава ГТЛК Евгений Дитрих сообщал только о 37 самолетах GTLK Europe в парке российских перевозчиков, всего машин, над которыми нависла опасность, около 50-ти — в группу также входит азиатская GTLK Asia. Сегодня эти лайнеры есть во флоте S7, «Аэрофлота», «России», «Авроры» и «Ямала».

По подсчетам Минтранса, воздушные суда ГТЛК составляют примерно 5% от всего парка российских авиакомпаний, что, казалось бы, не так уж много. И даже полная остановка полетов на них не должна серьезно сказаться на рынке авиаперевозок за рубеж. Однако не все так просто, полагают эксперты. Считать долю Airbus и Boeing от всех самолетов, имеющихся во флоте российских перевозчиков, некорректно. Поскольку речь идет именно о перевозках за рубеж, на существенной доле которых могут использоваться только широкофюзеляжные машины иностранного производства. И заменить их на дальних маршрутах, по сути, нечем.

По оценкам источника Profi.Travel, на данный момент «демербудизированы», то есть очищены от двойной регистрации около 300 самолетов иностранного производства. И если посчитать, какую долю составляют 50 воздушных судов, принадлежащих GTLK, от этого количества, то она окажется гораздо выше — более 16%. Учитывая, что для части бортов может просто не найтись замены, для российских пассажиров это дополнительный риск подорожания перелетов из-за дефицита перевозки.

При этом он добавил, что негативные последствия ситуации теоретически могут отчасти нивелировать такие факторы, как, например, ожидаемая поставка «Аэрофлоту» 47 самолетов. Однако эксперт полагает, что опасность ареста каждого Boeing и Airbus, выполняющего полеты за пределы России, нельзя снимать со счетов. «Если пакеты санкций будут расширены, а это вполне возможно, то и техническое обслуживание в иностранных аэропортах, и обновление выходящих из строя деталей может стать недоступно российским авиакомпаниям. Пока подобные вопросы правительству и профильным ведомствам удавалось решать достаточно оперативно. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше», — заключил он.