Самые необычные аэропорты мира

Так бывает, что для часто летающих пассажиров все аэропорты, гостиницы и вокзалы сливаются воедино. Предполетные формальности проходятся на автомате, а весь ассортимент из duty free уже был когда-то приобретен. Но аэропорты из нашего обзора точно запомнятся любому, кому доведется там побывать. Рассказываем про самые необычные аэропорты мира.

САМЫЙ СТАРЫЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Самым старым постоянно действующим аэропортом в мире из числа принимающих регулярные рейсы можно считать аэропорт Гамбурга в Германии. Он был основан в 1911 году.

В 2009 году (конечно, не впервые за 100 лет) там были проведены масштабные работы: аэропорт был значительно расширен, открылись два новых терминала и новая линия метро, что превратило его в один из самых современных аэропортов Европы.

В лучшие годы (то есть до «пандемии») он обслуживал более 17 млн пассажиров в год. в 2022 их было чуть более 11 млн. Из Гамбурга выполняются рейсы по 60 внутренним и международным направлениям.

Но просто самым старым в мире, без учета регулярности рейсов, признан аэропорт Колледж-Парк в штате Мэриленд, США. Он был основан в 1909 году – основатели авиации братья Райт тренировали там пилотов. «Колыбель авиации», еще в 1973 году приобрела местная Комиссией по паркам и внесла в реестр исторических мест.

Но и «летательную» свою функцию он не утратил – в аэропорту есть взлетно-посадочная полоса длиной около 800 м., парковка на 100 самолетов, заправка топливом и все что нужно для выполнения частных полетов. Правда, из-за близости к Вашингтону требования к пилотам ужесточились после 11 сентября 2001 года.

САМЫЙ НОВЫЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Конечно, отчасти это маркетинговая уловка. Но звание «самого нового аэропорта мира» этой осенью СМИ присвоили аэропорту Абу-Даби, который планируется к открытию в ноябре 2023 года.

Midfield Terminal расположится на 742 тыс. кв. м. и сможет обслуживать 45 млн. пассажиров в год.

Терминал будет оснащен широкий спектром взаимосвязанных биометрических систем, которые облегчат жизнь пассажирам и обеспечат бесперебойные процессы контроля безопасности, иммиграции, регистрации и посадки.

Там расположатся более 160 магазинов и ресторанов, других торговых и гастрономических заведений.

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Самым северным аэропортом мира, доступным для выполнения регулярных пассажирских гражданских рейсов называют Аэропорт Шпицбергена (Svalbard). Он почти ежедневно принимает рейсы двух крупнейших авиакомпаний Норвегии. В советское время туда периодически летал «Аэрофлот».

В своем нынешнем виде аэропорт основан в 1970-х годах. В 2019 году он принял более 180 тыс. пассажиров. В «пандемию» трафик резко упал, но постепенно восстанавливается.

Оборудованный полосой длиной 2,483 м., аэропорт остается самым крупным сооружением на архипелаге.

Но было бы несправедливым в этой связи не упомянуть еще одно удивительное явление северной авиационной географии.

Аэропортом это назвать нельзя, но силами российских специалистов время от времени появляется взлетно-посадочная полоса прямо возле Северного полюса – на дрейфующем льду. Самолеты Ан-74 доставляют с ее помощью людей и грузы в ледовый лагерь «Барнео» (не путать с островом Борнео).

САМЫЙ ЮЖНЫЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Самого южный аэропорт в мире расположен в 16 тыс. км от самого северного – в Аргентине. А конкретнее в Ушуайе, на острове Огненная Земля. Он часто используется пассажирами как ворота в Антарктику, для посадки на круизные лайнеры.

В современном своем виде он был отстроен в 1995 году.

Международный аэропорт Ушуайя может принимать самолеты размером с Боинг-747. Ежедневно он обслуживает более 10 рейсов, преимущественно из Буэнос-Айроса. Лететь оттуда до него, кстати, 3,5 часа. Это значительно дольше, чем от Москвы или из Питера до Мурманска, например.

Самый южный аэропорт мира обслуживает около 1 млн пассажиров в год.

Еще одна из его примечательных особенностей, которые обычно упоминают все рассказчики – это дважды случившийся визит сверхзвукового Конкорда авиакомпании Air France.

САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Что характерно, ни Свальбард, ни Ушуайя не считаются самыми холодными аэропортами в мире.

Это почетное звание с легкой руки CNN досталось небольшому Оймякону в Якутии. «Полюс холода», где средняя температура зимой составляет -38 градусов, а минимально зафиксированная -67,7, снабжен небольшим деревянным терминалом.

Согласно расписанию авиакомпании «Полярные Авиалинии» сейчас туда пару раз в месяц летает L-410 из Якутска, но с октября не будет и этих рейсов. Хотя до 2019 года Оймякон в качестве туристов посещали около 1000 человек в год – в основном, иностранцев. И у правительства были большие планы по развитию там центра экстремального туризма.

САМЫЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ АЭРОПОРТ МИРА

Переходим в другую плоскость. Теперь – самый высокогорный аэропорт в мире. Вообще все рекордсмены в этой категории расположены в Китае. Но с 2013 года первую строчку рейтинга возглавляет аэропорт Даоченг Ядин в китайской провинции Сычуань.

Расположение на бесплодном плато на высоте 4411 метров, а также современный терминал, напоминающий летающую тарелку, придают этому аэропорту «потусторонний» вид.

Аэропорт связан регулярным авиасообщением с со столицей провинции Чэнду, расположенной примерно в часе полета, а также с несколькими другими пунктами назначения в южном и центральном Китае.

Аэропортам, расположенным на таких высотах, требуются более длинные взлетно-посадочные полосы, поскольку разреженный воздух создает меньшую подъемную силу. Здесь, например, полоса около 4200 метров.

Пассажиропоток аэропорта – около 150 тыс. человек в год.

АЭРОПОРТ С САМОЙ ДЛИННОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСОЙ

Кстати о взлетно-посадочных полосах. Самая длинная из них также расположена в высокогорном аэропорту Китая: в Камдо Бамда (Чангду Бамба) в Тибетском автономном районе Китая. Ее  длина составляет 5500 метров. И потребовалась она также из-за расположения в высокогорной местности.

Но Китай – дело тонкое. Отдельные СМИ утверждают, что из-за непогоды эта полоса была травмирована и более не используется, а взамен построена новая, длиной 4,5 тыс. метров.

И если дело обстоит действительно так, то на звание обладателя самой длинной ВПП в мире может претендовать… подмосковный аэропорт Жуковский, откуда летают чартеры на популярные курорты и где раньше раз в два года проходил авиасалон МАКС.

Авиационные легенды гласят, что полоса длиной 5500 метров понадобилась там от того, что Жуковский (раньше он не использовался как пассажирский, только как аэропорт экспериментальной авиации) рассматривался в качестве возможной точки посадки космического корабля «Буран».

САМЫЙ ОДИНОКИЙ АЭРОПОРТ В МИРЕ

Ну и наконец, самый отдаленный от всего аэропорт в мире – Матавери – находится на острове Пасхи.

Его «соседний», самый близкий аэропорт – это Тотегеги во Французской Полинезии, расположенный в 2,6 тыс. км от о-ва Пасхи на запад. Материковая часть Чили находится еще дальше: аэропорт Сантьяго – в 3,75 тыс. км на восток.

Регулярное авиасообщение с островом Пасхи началось в 1960-х годах. Сначала с Папеэте (тоже Французская Полинезия), а потом и с Чили. До Сантьяго надо было лететь 9 часов над океаном.

Сейчас рейсы на остров Пасхи выполняются от одного до трех раз в день в зависимости от спроса и сезона чилийской авиакомпанией LATAM. Лететь – от 5 до 5,5 часов в зависимости от погоды. Среди приятных подробностей – обслуживает маршрут, судя по данным FR24, новенький «Дримлайнер».

До 2020 года также предусматривалась возможность транзита через аэропорт Матавери в Папеэте.

Несмотря на удаленность, интерес туристов к Моаи – уникальным каменным скульптурам острова Пасхи – обеспечивает постоянный поток пассажиров в этот аэропорт.

Случалось ли вам бывать в каком-то из этих аэропортов (ну кроме Жуковского)? Подписывайтесь на наш телеграм-канал и делитесь впечатлениями в комментариях к заметке.

Екатерина Тропова

Фото: Wikimedia Commons