Как сделать так, чтобы россияне путешествовали по России чаще?

Эксперты оценили проект Стратегии развития туризма до 2035 года

Минэкономразвития к 10 июня представит в правительство проект Стратегии развития туризма в России до 2035 года. Документ содержит поистине наполеоновские планы. Так, согласно целевым показателям, жители РФ должны путешествовать по своей Родине вдвое чаще. Реально ли это? Разбираемся вместе с экспертами.

Деньги – не главное

Для удвоения числа туристических поездок по стране чиновники предлагают за счет инвестиций и господдержки развивать околотуристическую инфраструктуру. В это понятие, по мнению авторов Стратегии, входят: «туристско-информационные центры, система туристской навигации, горнолыжные и лыжные трассы, подъемники, веревочные парки, оборудованные пешие маршруты», а также кемпинги и зоны отдыха.

Правда, претендовать на льготы смогут лишь компании, инвестирующие в сферу туризма на приоритетных направлениях. К ним относятся: Арктическая зона, Дальний Восток, Северный Кавказ, Байкал, Сибирь, Урал, Черноморское побережье России и межрегиональные брендовые маршруты, такие как «Золотое кольцо», «Великая Волга» или «Русские усадьбы».

Чтобы получить поддержку, регионы должны разработать сводные планы развития и подать их в Минэк. Профинансируют те из них, которые признают наиболее подходящими для достижения целевых показателей Стратегии. После этого в регионах-победителях создадут специальный режим, а местных инвесторов освободят от части налогов, снизят им стоимость аренды земли и даже компенсируют процентные ставки по кредитам.

Узкие места

Между тем эксперты считают, что самое узкое место в вопросе расширения как внутреннего, так и въездного турпотоков – отельная инфраструктура. И удивляются тому, что в Стратегии она упомянута всего одной строкой – строительство новых гостиниц входит в число проектов, которые могут получить налоговые льготы и господдержку. При этом никакой конкретики по срокам и суммам нет.

Больше всего в новых отелях нуждаются те места, где туристы уже есть, – Москва, Санкт-Петербург, Крым и Черноморское побережье России. Петербург, будучи одной из главных точек притяжения для иностранцев, уже страдает от дефицита номеров в пиковые даты. В следующем году ситуацию усугубят запуск в Северной столице пилотного проекта по внедрению электронных виз и вступление в силу закона, запрещающего размещение хостелов в жилых домах.

Гендиректор туроператора АЛЕАН Илья Уманский объяснил, почему строительство новых гостиниц должно предвосхищать рост турпотока, а не наоборот. Эксперт привел в пример Сочи, который перед Олимпиадой в одночасье удвоил свой номерной фонд и уже через пару лет без каких-либо проблем загружал его летом на 100 %. По его словам, профицит мест размещения способен стимулировать развитие всей отрасли: отельеры, которые раньше считали, что сами справятся с заполнением, станут активнее работать с туроператорами, начнет расти и качество услуг.

А повышать уровень сервиса в существующих объектах необходимо, считает владелец агентства ГТК «Хан-тур» Юрий Ханамирян: «Первое, на что смотрят люди, – где они будут жить. Я из зоны комфорта готов выйти на полдня, потом мне нужно в нее вернуться. После поездки по тундре я хочу попасть в отель с горячим душем и другими условиями, к которым привык. На Камчатке, где в некоторых объектах топчан заменяет кровать, а ведро – туалет, на просьбу повысить комфорт отвечают: «А к нам и так приезжают». Только сейчас у них 100 человек в год, а могут быть тысячи».

Как сделать так, чтобы россияне путешествовали по России чаще?

Дорогая дорога

Еще один камень преткновения для поездок по Родине – дорогая перевозка. За последние пять лет, констатируют авторы Стратегии, лишь 46 % россиян отдыхали в регионе, отличном от места постоянного проживания. Причина проста – большинство просто не может себе позволить путешествия.

По задумке авторов документа, чтобы это исправить, необходимо «повышение транспортной доступности приоритетных туристских территорий» за счет строительства и модернизации дорог и ж/д узлов. В авиаотрасли планируется децентрализация системы перевозок с помощью развития региональных хабов и поддержки новых маршрутов в регионы. На всё это из госбюджета будут выделяться деньги, в том числе в виде грантов.

По оценке наблюдателей, нужно также создать условия для усиления конкуренции в сфере авиаперевозок. Например, за счет поддержки авиакомпаний-лоукостеров. Это повлечет за собой борьбу за конечного туриста и, как следствие, снижение цен, развитие региональных авиамаршрутов.

Отдыхать в России – немодно

По мнению участников туристического рынка, без масштабной рекламной кампании по продвижению российских маршрутов окажутся напрасными и развитие отельной инфраструктуры, и повышение транспортной доступности.

Коммерческий директор туроператора АЛЕАН Оксана Булах полагает, что основа для успешного продвижения – четкое позиционирование точек притяжения: люди должны понимать, зачем едут в тот или иной субъект РФ. Пока же многие регионы не могут сформулировать собственную ключевую ценность: «Раньше, когда аквапарки были редкостью, туристы могли ради них отправиться в соседний город. Но сейчас это уже далеко не ново. Какой-нибудь фестиваль помидоров, поверьте, – не то, ради чего поедут в глубинку из соседней области, и уж тем более из столицы».

По мнению Юрия Ханамиряна, упор нужно делать на повышение узнаваемости российских туристических брендов: «Мой знакомый американский индеец по имени Дик, который объехал всю Россию, говорит, что русские – больные люди: ездят по всему миру, не обращая внимания на уникальную природу у себя под боком. В наших глазах путешествовать по России – непрестижно. Всё, что нужно, – сделать это модным с помощью качественных и регулярно публикуемых в соцсетях фильмов про Россию (Байкал, Урал, Алтай, Камчатку)».

Как сделать так, чтобы россияне путешествовали по России чаще?

Пути к отступлению

Подводя итог, эксперты уверены – Стратегия сырая и нуждается в доработке. Судя по тексту, авторы и сами догадывались, что целевые показатели малодостижимы, посвятив целый раздел «консервативному сценарию». По оценке наблюдателей, без должной расстановки приоритетов именно он и станет главным. «Для развития нужны меры быстрые и недорогие, а нам авторы документа предложили дорогие и очень медленные», – полагает помощник главы Ростуризма Иван Введенский.

В конечном итоге Стратегию могут даже успешно выполнить, но цифры окажутся притянутыми за уши. «Любые показатели могут быть достигнуты в зависимости от того, кто будет считать и по какой методике. Когда это влияет на выделяемые из бюджета деньги, в нашей стране становится возможно всё», – говорит глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. Напомним, в одном из регионов на средства ФЦП-2018 была построена дорога к дилерскому автомобильному центру.

Полный текст стратегии выложен в группе «Трэвел Президиум». Приглашаем вас присоединиться к его обсуждению.

Источник