План проверок на 2020 год: Минэкономразвития берется за туроператоров

Минэкономразвития взялось за оценку рисков в туризме

Министерство экономического развития представило проект модели оценки рисков компаний, работающих в сегменте выездного туризма. Система индикаторов позволит проводить внеплановые проверки участников рынка. Насколько совершенно нововведение и готовы ли к нему туроператоры – разбирались в HotLine.travel.

Попасть на балл

Минэкономразвития – куратор опытный, с ним не забалуешь. Это вам не «болтанка» при Министерстве культуры. Сейчас мы видим формирование классической системы кнута и пряника. С одной стороны, МЭР намерено всячески помогать развитию турбизнеса. Наглядный пример – в этом году должна быть утверждена программа поддержки предпринимательства «Экономическое развитие и инновационная экономика» с обязательным подразделом «Туризм». Компании отрасли смогут рассчитывать на субсидии и гранты. С другой стороны, государство намерено наладить контроль над участниками рынка. Но только в самой рискованной части, к которой относят выездной туризм. Один из действенных, как ни крути, инструментов – проверки.

Минэкономразвития только что представило проект приказа об утверждении индикаторов риска, дающих основания для внеплановых инспекций компаний, работающих в сфере отправки туристов за рубеж. В основе расчета – балльная оценка. Ведомство намерено отслеживать «выездных» туроператоров по пяти основным группам параметров:

– наличие убытков в финансовой (бухгалтерской) отчетности туроператора
– соблюдение контрольного соотношения показателей в финансовой отчетности
– наличие в Едином федеральном реестре туроператоров одинаковых доменных имен либо доменных имен, сходных до степени смешения
– жалобы на деятельность туроператоров
– наличие сведений о взаимозависимых лицах-туроператорах, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.

План проверок на 2020 год: Минэкономразвития берется за туроператоров

Как предлагается начислять баллы

Например, если убытки в финансовой отчетности фигурируют в течение одного года, то за это полагается один балл. Если в течение двух и более лет – то сразу три «штрафных». По жалобам логика начисления баллов следующая: чем крупнее туроператор, тем больше потребуется претензий, чтобы появились «негативные» баллы. Так, для компании с общей ценой турпродукта не более 40 млн рублей в год будет достаточно всего пяти заявлений, чтобы заполучить три балла. А для туроператора с объемом 400 и более млн рублей в год потребуется уже не менее 20 подтвержденных жалоб, чтобы заработать «трешку».

Тревожный звонок для проведения внеплановой проверки – если компания набрала пять и более баллов. То есть по одному параметру нельзя попасть в группу риска, нужно засветиться по крайней мере в двух.

Туроператор, будь готов!

Конечно, любая проверка – это стресс для компаний. Тем более турбизнес до недавнего времени не имел опыта проведения проверок, в особенности внеплановых. Но как говорят наблюдатели, Минэкономразвития уже доказало, что у него есть понимание и стратегический план работы с отраслью. А поэтому от проверок в будущем не уйти. Причем ранее предлагался довольно жесткий набор условий, основанных на соблюдении различных финансовых параметров. Риско-балльный подход выглядит более либеральным. Например, разобраться с доменными именами – проще простого, да и с взаимозависимыми лицами – тоже можно. Финансовая отчетность – классика жанра, главное – уйти от убытков.

В целом резюме экспертов: появление системы ориентиров для проведения проверок туроператоров можно считать позитивным явлением. По словам основателя ЮА «Персона Грата, бизнес-омбудсмена Георгия Мохова, по закону нельзя проводить внеплановые проверки без должных оснований. МЭР применило так называемый рискоориентированный подход к оценке деятельности предпринимателей: создается шкала рисков, которые, в первую очередь, указывают на финансовую стабильность и угрозу причинения вреда потребителям.

План проверок на 2020 год: Минэкономразвития берется за туроператоров

О необходимости контроля не раз говорили и представители самих туроператоров. Например, в ANEX tour отметили, что отсутствие оценки рисков ведет к безнаказанности и позволяет находиться нарушителям, по сути, вне правового поля.

Проект приказа МЭР, без сомнения, будет еще дорабатываться. Он должен пройти еще этапы общественного обсуждения, антикоррупционную экспертизу и согласование между различными ведомствами. Но, как отмечает адвокат Димитрий Морозов, для бизнеса появление любой формулы намного лучше, чем если бы проверки проводились чиновниками на свое усмотрение.

Как быстро появится проверочный инструментарий в руках министерства? Прогнозы разделились. Одно мнение – на введение новации в практику потребуется продолжительное время, маловероятно, что кардинальные изменения в ближайшей перспективе. Другая точка зрения – ведомство вполне целенаправленно реализует свои задачи, ввести систему внеплановых проверок возможно в течение нескольких месяцев. В общем, туроператорам стоит приготовиться, «звоночек» уже прозвенел.

Источник