Перенос ответственности по ЭП для внутреннего туризма привел к казусу

Предприятия включают в требования по госзакупкам передачу данных в «Электронную путевку» даже по турам внутри России.

252 федеральный закон переносит для внутреннего и въездного туризма на 1 сентября 2024 года срок наступления ответственности за передачу данных в «Электронную путевку», но не указывает отсрочку обязанности отправлять информацию в систему. Это привело к казусу: ответственности нет, а обязанность осталась. Последствием этой нормативной недоработки стало то, в некоторых контрактах заказчиков, особенно по госзакупкам указана обязанность туроператора передавать информацию в систему и формировать для туристов QR-код. Об этом рассказал гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов на вебинаре, посвященном «Электронной путевке».

«Вся туротрасль, включая регулятора, осознает, что внутренний и въездной туризм совершенно не готов к взаимодействию с информационной системой. И по умолчанию предполагается, что переносится не только ответственность, но и обязанность компаний передавать данные. Однако если трактовать закон буквально и не учитывать нюансы ситуации, то, действительно, получается, что уже сегодня туроператоры должны отправлять в ЭП всю необходимую информацию», — пояснил он.

По словам юриста, если госорганизации или корпоративные заказчики при составлении контрактов ориентируются на формулировки закона, запрещающие реализацию турпродукта без «Электронной путевки», то они могут указать такую обязанность.

«Мы сейчас пытаемся как-то смягчить эффект от этой юридико-технической ошибки. Чтобы в марте-апреле, когда начнут заключаться контракты на лето, вдруг не выяснилось, что туроператоры по внутреннему туризму просто не могут участвовать в госзакупках без регистрации в информационной системе», — сказал Георгий Мохов.

При этом эксперт уточнил, что глобальных негативных последствий для рынка он не предполагает, это скорее частные случаи. Во-первых, потому, что госзакупки чаще всего касаются не турпродукта, а организации детского отдыха и оздоровления, то есть лагерей или экскурсий. Во-вторых, потому что именно турпакеты во внутреннем туризме встречаются редко, а отдельные услуги в информационную систему не передаются.