Данным документом мы знакомим руководителей и иных ответственных лиц туристских организаций с перечнем основных (но вовсе не всех) правонарушений, за которые они могут быть привлечены к той или иной ответственности в рамках уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях.

Надо знать, что степень ответственности должностных лиц, выполняемые ими распорядительные и административно-хозяйственные функции проверяющими или следователями будут устанавливаться исходя из норм принятых в организации учредительных и уставных документов, протоколов заседания совета директоров, приказов генерального директора, протоколов заседания учредителей. Конкретные обязанности должностных лиц юридического лица также указываются в заключенных с ними трудовых договорах.

1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Основанием уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. такого деяния (действия или бездействия), которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренные уголовным кодексом. Под «составом преступления» понимается некая совокупность признаков, указанных в статье уголовного кодекса, характеризующих конкретное общественно опасное деяние. Другими словами, если действия не содержат хотя бы одного признака, характерного для состава преступления по данной статье УК РФ, то эти действия не могут считаться преступлением и не влекут уголовного преследования.

  • 1.1. Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организации». Состав уголовного деяния по «уклонению от уплаты налогов с организации» имеет наиболее часто встречающийся характер. Более половины всех уголовных дел против руководителей предприятий возбуждается именно по этой статье.

Под «уклонением от уплаты налогов с организации» законодатель понимает уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений.

За совершение этих деяний в крупном размере предусмотрено основное наказание штрафом до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет. За совершение этого же деяния группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, следует основное наказание штрафом до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством РФ.

Ответственность за данное преступление несут руководитель предприятия, главный (старший) бухгалтер или лица, фактически выполняющие их обязанности.

  • 1.2. Статья 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» в сфере туризма касается руководителей организаций в части ответственности за использование нелицензионных компьютерных программ. В настоящее время органы МВД значительно увеличили активность проверок по данным обстоятельствам. Прежде чем использовать в работе нелицензионные программы, познакомьтесь с возможными последствиями.

Программы для ЭВМ (и персональных компьютеров) в соответствии со ст.7 Закона РФ № 5351-1 от 19.07.95 г. (в ред. от 30.12.01 г.) «Об авторском праве и смежных правах» являются объектами авторского права. Охрана программ распространяется на все виды программ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме.

В соответствии с нормами п.2. ст. 146. УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей …, либо лишением свободы на срок до двух лет. Данные деяния, если они совершены в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Деяния, предусмотренные данной статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере – двести пятьдесят тысяч рублей.

За данные деяния может наступить и административная ответственность. В соответствии с нормами ст. 7.12. КоАП «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 200 МРОТ, на юридических лиц – до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения. На практике это может означать конфискацию сотрудниками правоохранительных органов жестких дисков компьютеров.

Ответственность за использование нелицензионных компьютерных программ наступает и в соответствии с нормами Федерального закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3523-1 от 23.09.1992 года, нормы которого за незаконное использование программ для ЭВМ, если экземпляры произведений являются контрафактными, предусмотрена возможность выплаты штрафов в пользу пострадавшей стороны в размере от 5.000 до 50.000 МРОТ по усмотрению суда.

  • 1.3. Статья 180. УК РФ «Незаконное использование товарного знака». В настоящее время ужесточена ответственность за незаконное использование товарных знаков. В соответствии с нормами ст.180. УК РФ незаконное использование товарного знака или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет. Деяния, предусмотренные данной статьей, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

За это же деяние может наступить и административная ответственность: Ст. 14.10. КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака»: штраф на юридических лиц – до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, на должностных лиц – до 40 МРОТ.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ряд статей КоАП РФ предусматривает ответственность как юридического лица, так и должностного лица, исполняющего в данной организации соответствующие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

Наиболее часто на практике встречаются случаи применения административных санкций по следующим правонарушениям:

Ст. 5.27. КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»: штраф на должностных лиц – до 50 МРОТ, повторно – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, на юридические лица – до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток,

Ст. 5.44. КоАП РФ «Сокрытие страхового случая»: штраф на юридические лица – до 100 МРОТ, на должностных лиц – до 10 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 5.27., 5.44 КоАП имеет право Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, а по составу ч.2 ст. 5.27. – судьи*.

Ст. 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»: штраф на юридические лица – до 200 МРОТ, на должностных лиц – до 10 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 6.3. КоАП имеют право руководители органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Ст. 13.19. КоАП РФ «Нарушение порядка представления статистической информации»: штраф – до 50 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 13.19. КоАП имеют право руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета.

Ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»:

– за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации: штраф на юридических лиц – до 20 МРОТ;

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст.14.1. КоАП имеют право судьи арбитражных судов.

Ст. 14.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»: штраф на юридических лиц – до 5.000 МРОТ, на должностных лиц – до 200 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст.14.3. КоАП имеет право Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Ст. 14.4. КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»:

– оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов: штраф на юридических лиц – до 300 МРОТ, на должностных лиц – до 30 МРОТ;

– оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность услуг: штраф на юридических лиц – до 500 МРОТ, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой, на должностных лиц – до 50 МРОТ.

Ст.14.5. КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»:

– продажа товаров, оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин: штрафа на должностных лиц 40 МРОТ, на юридических лиц – до 400 МРОТ.

Ст. 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей»:

– введение в заблуждение относительно потребительских свойств услуги или иной обман потребителей в организациях, оказывающих услуги: штраф на юридических лиц – до 200 МРОТ, на должностных лиц – до 20 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 14.4., 14.7. КоАП имеют право начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. По составу ч.2 ст. 14.4. КоАП – органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Ст. 14.8. КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей»:

– нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге: штраф на юридических лиц – до 100 МРОТ, на должностных лиц – до 10 МРОТ;

– включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя: штраф на юридических лиц – до 200 МРОТ, на должностных лиц – до 20 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 14.8. КоАП имеют право руководители территориальных органов Федерального антимонопольного органа и начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Ст. 14.10. КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака»: штраф на юридических лиц – до 400 МРОТ с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, на должностных лиц – до 40 МРОТ.

Ст. 14.21. КоАП РФ «Ненадлежащее управление юридическим лицом»: штраф – до 10 МРОТ или дисквалификация до 3 лет.

Ст. 14.22. КоАП РФ «Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий»: штраф – до 10 МРОТ или дисквалификация до 3 лет.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст.14.10., 14.21., 14.22. КоАП имеют право судьи арбитражных судов.

Ст. 15.1. КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»: штраф на должностных лиц до 50 МРОТ, на юридических лиц – до 500 МРОТ.

Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных составом ст. 14.5., 15.1. КоАП органы внутренних дел (милиция) и налоговые органы.

Необходимо помнить, что в случае приема у клиента любой суммы в виде предоплаты за услуги, ему должен быть выдан кассовый чек. Прием денег у клиентов без применения контрольно-кассовой техники возможен, только если им выдается туристская путевка строго соответствующая бланку строгой отчетности ТУР-1 и на всю стоимость Тура. Это значит, что все реквизиты, предусмотренные в утвержденной форме ТУР-1 должны оставаться без изменения, удаление отдельных реквизитов не допускается. Форматы и художественное оформление, техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно. При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации.

Ст. 14.25. КоАП РФ. «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

3. Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ.

4. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

Ст. 15.1. КоАП РФ. «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 500 МРОТ.

Ст. 15.3. КоАП РФ. «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда – штраф на должностных лиц до 10 МРОТ.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет, – штраф на должностных лиц до 30 МРОТ.

Ст. 15.4. КоАП РФ. «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации» – штраф на должностных лиц в размере до 20 МРОТ.

Ст. 15.5. КоАП РФ. «Нарушение сроков представления налоговой декларации» в налоговый орган по месту учета – штраф на должностных лиц до 5 МРОТ.

Ст. 15.6. КоАП РФ. «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

1. Непредставление в установленный законодательством срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, – штрафа на граждан в размере до 3 МРОТ, на должностных лиц – до 5 МРОТ.

Ст. 15.11. КоАП РФ. «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», а равно порядка и сроков хранения учетных документов – штраф на должностных лиц до 30 МРОТ (под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов).

Ст. 15.25. КоАП РФ. «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств с невыполнением установленного требования о резервировании, – штраф на юридических лиц в размере до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, – штраф на юридических лиц до 1000 МРОТ.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги – штраф на юридических лиц в размере до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неоказанные услуги – штраф на юридических лиц в размере до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок – штраф на должностных лиц до 50 МРОТ; на юридических лиц – до 500 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях по составу ст. 15.25. КоАП вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

В процессе работы каждой туристской организации часто возникает ситуация, когда клиент желает расплатиться валютой. Лучший способ избежать при этом правонарушения – оформить доверенность на обмен иностранной валюты на рубли на имя одного из сотрудников организации. Такая доверенность составляется в простой письменной форме и представляет обычно типовой бланк, куда вписывается только сумма подлежащей обмену валюты и (не обязательно, но желательно для избежания возможных разногласий) текущий обменный курс.

Ст.18.9. КоАП РФ «Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина… правил пребывания иностранных граждан… в Российской Федерации», а также установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы – штраф на должностных лиц до 500 МРОТ; на юридических лиц – до 5.000 МРОТ.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – штраф на должностных лиц до 500 МРОТ; на юридических лиц – до до 5.000 МРОТ.

В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации, административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.

Ст.18.11. КоАП РФ «Нарушение иммиграционных правил»: непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти… по контролю сфере миграции… документов или информации об иностранных гражданах влечет наложение штрафа на должностных лиц – до 500 МРОТ; на юридических лиц – до 5.000 МРОТ.

Ст.18.15. «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»:

– без разрешения на работу у иностранца;

– без разрешения на использование иностранных работников у организации;

– неуведомление органа исполнительной власти по контролю в сфере миграции, органа, ведающего вопросами занятости населения, налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранца;

влечет наложение штрафа на должностных лиц до – 500 МРОТ; на юридических лиц до – 8.000 МРОТ; либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.

Ст. 19.23. КоАП РФ. «Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт» – подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт – штраф на юридических лиц в размере до 400 МРОТ.

Ст. 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности»: штраф на юридических лиц – до 200 МРОТ, на должностных лиц – до 20 МРОТ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания по составу ст. 20.4. КоАП вправе государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если по составу статьи КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении отнесено к компетенции судьи и обстоятельства дела не требуют проведения административного расследования, то оно рассматривается мировым судьей.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе…, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов…, пожарной безопасности… осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование. В этом случае дело об административном правонарушении рассматривается судьями районных судов.

Каждое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или в административном порядке в течение 10 дней со дня вынесения этого постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине срок может быть восстановлен. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством РФ.

Постановление по делу о совершенном административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

За совершенные нарушения законодательства РФ об экспортном контроле, антимонопольного, валютного законодательства, о товарных знаках, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, за нарушение иммиграционных правил и правил привлечения к трудовой деятельности иностранцев – постановление не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Правки в документ вносились: 03 декабря 2003 года; 12 мая 2006 года; 20 декабря 2006 года; 31 января 2007 года.